«Прошлое ушло и отболело…»
Поколению наших матерей посвящается
Когда говорят о силе духа, как правило, рисуется образ крепкого мужчины. Но вокруг множество примеров, когда столь высокое качество присуще женщинам. Великая загадка – как вместе с этой внутренней сталью уживаются в них – кротость, любовь, смирение, жертвенность. Воистину только российские женщины наделены сим великим даром и никто более.
Анна Ивановна ФИЛАТОВА – сторожил села Янтарное. Не по возрасту энергичная, живенькая, приученная к порядку так, что большой двор, только что освободившийся от снега блистает образцовой чистотой. А ведь женщине этим летом исполнится 85 лет.
Односельчане знают, что тетя Нюра отдыхать не умеет. Солнышко заиграет, а ее платочек уже в саду и огороде мелькает. Не все молодые на такое способны. Но, только не всем известно, что Анна Ивановна кавалер Ордена Трудовой Славы. Большая скромница эта женщина, проработавшая в колхозе «Заря» дояркой 41 год. О своих наградах за трудовые достижения никому старается не рассказывать и не показывать. Чего стоило уговорить её поделиться тем, что, как она сама говорит «давно отболело».
Отец
Анна Ивановна ждала нас, разложив на столе фотографии. На одном из снимков лицо красивого, скуластого мужчины с глазами много чего повидавшего в жизни человека.
– Это мой отец Иван Спиридонович Филатов. Когда он уходил в армию, мне было три месяца, а потом его сразу на войну забрали, так, что я никогда его не видела, – начинает женщина рассказ о своей непростой судьбе.
Кто-то подумает, что тут такого? Таких историй миллионы. Однако, есть тут одно выделяющее обстоятельство. И так, расскажем все по порядку.
Наталья Стефановна Дубовицкая – так звали маму Анны Ивановны, была уроженкой села Пьяновка (старое название Янтарного). Иван в колхозе шоферил, а его малой родиной было село, которого уже нет на карте. Молодые соединили свои судьбы накануне войны. Ну, а дальше…
– Письма от отца с фронта приходили регулярно. Потом мама получила извещение о том, что папа пропал без вести. Но, перед окончанием войны, в дом прилетела весточка: «Я еду домой!», – продолжает Анна Ивановна.
«Не слышали, не видели…»
Время шло. Пьяновские женщины встречали своих уцелевших мужей и сыновей. Только дом Филатовых радость обходила стороной.
Наталья обошла и объехала всю близлежащую округу, опрашивая однополчан в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе затерявшегося где-то мужа. Но, в ответ слышала одно: «Не слышали, не видели…». Женщина неустанно отправляла запросы в разные инстанции, а получала сухие отписки «такого не значится».
Со временем женщина устала искать и надеяться. Она почти смирилась со своим неоднозначным положением – ни вдовы, ни мужней жены. Замуж Наталья не выходила, растила свою единственную отраду Анечку одна.
– Спустя время мы догадались, что родня с отцовской стороны знала, что отец живой, но от нас они это скрывали. Дошли слухи, что его вроде как видели по телевизору родственники, которые жили на Украине. Мне тогда лет 20 было, а у мамы уже все отболело, – раскрывает перипетии судьбы дочь фронтовика.
Долгожданная весточка
Что случилось с отцом, и почему он так и не добрался до родного дома и семьи, мать и дочь узнали спустя десятилетия. Все благодаря тому, что старший сын – Анатолий Филатов начал поиски первой семьи отца в 2013 году, уже после смерти Ивана Спиридоновича.
Оказалось, что все эти годы Иван Филатов жил и работал в Белоруссии. Из писем сводного брата выходило, что Иван Спиридонович утерял документы, когда их танк сгорел в боях. Пока документы оформлялись, фронтовик встретил в Белоруссии женщину, и у него появилась там вторая семья, родились дети.
– Была ли у меня обида на отца, когда все открылось? Конечно, была! Ведь он где-то жил, а обо мне ни разу не вспомнил, не написал, не навестил, не дал о себе знать. Вроде даже работал там председателем колхоза. Брат прислал его фотографию и ухоженной могилы отца и его второй жены… Со временем моя обида утихла сама собой! – делится пережитым Анна Ивановна.
Их переписка с братом Анатолием продолжалась 12 лет. Он даже обещал приехать на родину своего отца, но что-то там не заладилось.
– Мы поросенка зарезали, ждали очень, но Анатолий так и не приехал. Переписка наша прервалась. Теперь я уже не знаю, что там у них случилось, – с грустью рассказывает Анна Ивановна.
Отца она давно простила. Не стоит держать обиду на ушедших из жизни людей, а что было, то быльём поросло. Только иногда кольнет сердечко, что могло быть все иначе, да потом отпустит. И живёт женщина дальше, не держа обиды и не желая никому зла.
Передовица
Анна Ивановна говорит о себе так: «Я работала не жалея себя!». Приходила на дойку первая, а уходила последняя. Не мирилась с ленью, все делала умело, чтоб перед людьми стыдно не было, как привыкла.
За многолетний и добросовестный труд на благо страны Анна Филатова была удостоена высокой награды – Ордена Трудовой Славы. Кроме того в копилке труженицы: звание «Победителя Социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда», юбилейная медаль «За доблестный труд». Ещё Анна Ивановна имеет статус «Дети войны».
Доля женская
Анна Ивановна с неохотой рассказывает о семейной жизни. Вышла замуж за местного парня Владимира Меркулова, родилась дочь Тамара. С мужем прожили 39 лет, в 1998 году его не стало. То, закаленное нелегкой долей поколение отличается особой мудростью к пережитому:
– Мы все терпели!
У Анны схватки начались, когда молодые строили дом. До этого момента женщина на сносях помогала мужу ставить печную трубу на крыше. Это было 25 августа 1959 года. На момент родов она осталась одна, муж ушел на работу. Анна, каким-то чудом сумела справиться самостоятельно, дочка родилась крохотная, но здоровая:
– У Тамары жизнь сложилась. У меня хороший зять, а внучка Татьяна медицинский работник.
Она очень переживала за внучку, когда та с первых дней оказалась в зоне специальной военной операции. Просила Бога для неё защиты и помощи. Все обошлось. Сейчас Таня на пенсии по выслуге, живёт в Оренбурге и сердце бабушки за неё спокойно. Родные Анны Ивановны частые гости в её доме. Приезжают, помогают, чем могут. Хотя по всему видно, что крепенькая женщина привыкла больше доверять своим рукам.
– Здоровье стало подводить. Что-то вот с боку болит, а так все нормально, – не привыкла жаловаться женщина.
Поредело село и околица
Янтарное когда-то было наполнено жизнью. Как и все сёла – гремело свадьбами, звенело детскими голосами, играло и пело заливистыми гармошками. Сейчас картина иная. Если бы не обширное фермерское хозяйство Андрея Митина, совсем бы все вокруг опустело.
Жизнь Анны Ивановны оказалась длинной. Пережила она многих своих сельчан и огорчается её душа тому, что время не пошло селу на пользу:
– У нас крепкое хозяйство было, колхоз хороший. Мужикам и бабам работа была, потому жили, не боялись и детей рожали!
На столе Анны Ивановны снимки прошлых лет, откуда смотрят давно ушедшие из жизни люди. Вот фотография, сделанная кем-то у Большого пруда во время летней страды. На заднем плане плескаются в воде детишки. Позируют фотографу загорелые мужики, видимо во время обеда, решившие освежиться в прохладном водоёме. На обычно суровых лицах – чуть сдержанные улыбки. Вдалеке – крыши домов родного села, которому так повезло с местоположением.
Ведь село Янтарное берёт свое название от золотых песков, плодородной земли, которая славилась не только высоким урожаем, садами, грибными лесами, спелой ягодой, но и сынами и дочерями с крепким крестьянским духом, который продолжает жить в поколениях внуков и правнуков.
А вот великое прощение – всем ли оно дано? Анна Ивановна Филатова – дочь фронтовика, так и не увидевшая отца, несмотря на его поступок, продолжает носить его фамилию:
– В день нашей свадьбы с мужем 23 февраля 1959 года поднялась сильная пурга, и мы тогда не поехали в сельский совет регистрироваться. А потом я решила, путь моя фамилия останется со мной в память об отце.
Вот такие они – наши матери и бабушки: сильные и всепрощающие. И пускай светлый Ангел хранит, как можно дольше тех, кто ещё жив. А небеса будут благосклонны к душам тех, кого уже нет рядом с нами.


На фото:
- Анна Ивановна просила не фотографировать её вблизи. Рядом с хозяйкой дома начальник территории Светлана ЧАСОВСКИХ
- Тот самый снимок с Большого пруда, где так удачно остановилось время…
- Фото Ивана ФИЛАТОВА, присланное его сыном из Белоруссии
